Несколько раз в день | |
Раз в день | |
Раз в неделю | |
Раз в месяц | |
Раз в четверть | |
Никогда |
Да не скоро дело делается…
Н. Карасева, Пермский край
- Урегулированы ли законодательно на сегодняшний день требования к максимальному объему домашнего задания на один день для школьника?
- В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-Фз Об образовании в Российский Федерации» (далее – «Закон») образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся.
В связи с многочисленными обращениями участников образовательных отношений по вопросу перегрузки учащихся в ходе освоения основных образовательных программ Минобрнауки России письмом от 18.06.2015 г. №НТ-670/08 направило Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования, разработанные ФГАУ «Федеральный институт развития образования».
В частности, в рекомендациях отмечено, что при разработке учебной программы учебного предмета учитель может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся (далее – домашние задания).
Содержание, объем и периодичность домашних заданий учащихся определяются в том числе:
- планируемыми результатами освоения получаемого материала ( темы, раздела, модуля пр.) и его спецификой;
- уровнем мотивации и подготовки учащихся по конкретному учебному предмету (одаренные, слабоуспевающие и др.);
- уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный, творческий).
Выполнение заданий учителя, в том числе домашних, предусмотрено Законом: учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
При реализации утвержденных образовательных программ учебных предметов и планировании домашнего задания необходимо учитывать:
- ранг трудности учебного предмета в соответствии со шкалой трудности учебных предметов;
- суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (плотности и эффективность урока; количество уроков; проведение контрольных работ, мониторинга и пр.);
- день недели (начало/конец недели);
- плановые перерывы для отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни; каникулы и пр.);
- особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
При организации выполнения домашнего задания учащимися в образовательной организации педагогические работники также должны учитывать рекомендации СанПиН:
- обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий;
- объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3х классах – 1,5 часа, в 4-5х классах – 2 часа, в 6-8х классах – 2,5 часа, в 9-11х классах – до 3,5 часа. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день;
- начинать самоподготовку целесообразно в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- приготовление уроков проводить в закрепленном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;
- предоставлять выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с учебного предмета средней трудности; предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
- проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты.
Рекомендовано организовать разъяснительную работу среди учителей и родителей (законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего задания.
Кроме того, для осуществления контроля внутри образовательной организации может быть применен встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий, фиксирующий предполагаемое время выполнения каждого задания и отражающий его суммарное значение.
В случае необходимости на основе полученной информации администрацией образовательной организации должны быть приняты меры по его оптимизации.
По материалам "Учительской газеты"